Не так давно одна из известных компаний Magram MR проводила исследование отечественного рынка рекрутинга, по данным которого в России на данный момент работает около 1200 кадровых агентств. Общая численность сотрудников на рынке рекрутинга – 15 000 человек. Как считают многие аналитики и как показывает практика последних месяцев, можно наблюдать сокращение количества кадровых агентств – малых и средних.

По данным исследования большие кадровые агентства уменьшили штат своих сотрудников только на 6%, а вот малые – на 10% и средние – на 16%. Поменялось во многих агентствах не только количество сотрудников, но и качество оказываемых услуг. Современные кадровые агентства, заботящиеся о своей репутации, стали ориентироваться не только на подбор персонала, подходящего клиентам, но и на поиск действительно талантливых сотрудников, создание корпоративной культуры, HR-брендинг, повышение мотивации к работе у кандидатов на должности. Кроме этого, кадровые агентства оказывают консультации по формирования новых позиций и проводят аналитику.

Еще одной тенденцией, которая набирает обороты, становится и то, что специалистов начинают искать не только в городах нашей страны, но и заграницей. Также новым направлением становится и сотрудничество с удаленными сотрудниками и фрилансерами. Необходимо отметить и курс на постепенную автоматизацию процессов, связанных с подбором персонала. Как показывает статистика портала HeadHunter, лишь 18% кадровых агентств вкладывают в развитие данной области свои финансы. Но при этом 50% опрошенных кадровых агентств собираются выделить бюджет на то, чтобы автоматизировать процессы управления персоналом.

В Европе и США таким образом и происходило развитие ситуации на протяжении 6-7 лет, но в настоящее время большая часть западных организаций использует в своей работе современные технологии. Сейчас и отечественные компании стараются перенять опыт зарубежных коллег.

Что же означают данные тренды для работодателей и HR-специалистов?

Первоначально, необходимо отметить, что подобные нововведения приведут к более точному поиску сотрудников, работодатели станут искать персонал со строго определенными характеристиками. Если до этого многие работодатели могли нанять сотрудника, который и не полностью соответствовал позиции, а затем потратить денежные средства на обучение такого специалиста, то теперь компании не желают тратиться на обучение, за счет чего возрастает спрос на специалистов высокого класса.

Второе – это то, что большая часть компаний будет вынуждена заняться всерьез автоматизацией HR-процессов.

Третье – это то, что возрастет в результате данных процессов и роль кадровых агентств. От рекрутинговых компаний требуется теперь гораздо больше, чем просто поиск подходящих кандидатов.

Какие бывают кадровые агентства сегодня?

В настоящее время кадровые агентства поделены на три категории. Первая категория – это профильные рекрутинговые компании. Они, как и понятно из названия, специализируются на том, что подбирают сотрудников определенного профиля. В такие кадровые агентства выгодно и удобно обращаться, если найти необходимо одного специалиста. Вторая категория – это отраслевые рекрутинговые компании. Такие кадровые агентства охватывают целую отрасль, например, логистику, ресторанное дело или металлургию. Третья категория – это агенства хедхантинга и executive search. Подобные организации не работают с рядовыми специалистами, они сотрудничают с настоящими «звездами» профессии. Такие кадровые агенства занимаются поиском высококлассных сотрудников и руководителей высшего звена, но, как правило, они не просто нанимают специалистов, а «перекупают» их.

Подобная классификация условна. Многие крупные рекрутинговые организации предлагают в настоящий момент клиентам весь печень услуг.

Сколько стоит подбор персонала через кадровые агентства?

Зависит ответ на этот вопрос от того, сколько руководство готово платить новому сотруднику своей компании, так как стоимость помощи в подборе персонала зависит от ежемесячной заработной платы будущего специалиста. Необходимо отметить, что данный расчет весьма справедлив, так как, например, заработная плата руководителя высшего звена больше, но и найти такого сложнее, чем офисного рядового сотрудника.

В кадровом агентстве стоимость подбора составляет приблизительно 10-20% от годового дохода специалиста – варьироваться данная цифра может от уровня кадрового агентства и от того, какую именно кадровую позицию необходимо закрыть работодателю. Поиск редкого специалиста оценивается дороже. Стоить отметить и тот факт, что в эту стоимость часто входит и повторный бесплатный поиск сотрудника, если первый кандидат не подошел по каким-либо причинам.

В этом году, как отмечает портал Superjob, ожидается повышение спроста на специалистов в области IT, неплохие перспективы у инженеров, юристов, специалистов из сферы добычи сырья. Постепенно же будет снижаться спрос на преподавателей иностранных языков, работников call-центров, бухгалтеров начального уровня.