Как разработать систему мотивации коллектива?

Мотивационные методы играют очень важную, если не первостепенную роль, при вырабатывании стратегического плана развития компании, в особенности, если это начальный этап. Если коллектив не заинтересован в успешном результате, то добиться роста не получиться. Поэтому многие специалисты говорят, что обязательно нужно выработать систему мотивации для персонала.

Какие мотивирующие методы для персонала используются?

Искренне заставить работника заниматься саморазвитием невозможно, так как у каждого человека свои индивидуальные особенности мышления. Но, как показывает опыт, эффективнее мотивировать персонал результатом. То есть сделал больше, значит, и получил соответственно своей работе. Но, есть и такие люди, к которым нуден особенный подход, так как материальная мотивация их не стимулирует. Необходимо вводить соответствующую систему для вознаграждения и штрафования. Ведь, если один сотрудник постоянно в работе, не отвлекается ни на распитие чаев или перекуры, а второй работник сидит в соцсетях, но ставка у них одинаковая, фиксированная, то придет такой момент, когда и первый перестанет заниматься своим трудом.

Не только необходимо внедрять материальное поощрение, но также вводить нужно и кадровую политику, доказывая каждому сотруднику, что он значим для всего коллектива. Но нужно не просто об этом говорить, а верить в это, доказывая различными способами – объявлять благодарность, проводить корпоративы и т.п.

Когда сотрудник поймет, что он значим и для коллектива, и для компании, то он сам начнет жить жизнью корпорации, переживая об ее успехах и провалах, как о своих собственных. Систему мотивации в коллективе можно создавать годами, ища подход к каждому человеку, ведь не все готовы выкладываться за обычное материальное поощрение.

Ищем правильные пути к каждому работнику

Первый шаг к системе мотивации – это правильное и четкое понимание, в чем главные цели и приоритеты компании, внятное формулирование ее задач, а также сроки, за которые их необходимо реализовать. Эти цели делятся на подзадачи, которые уже выполняет соответствующий данной направленности отдел. А вот если даже сам руководящий состав не знает, что необходимо его компании, откуда же об этом будет известно рядовому исполнителю? Необходимо узнать, что мешает сотрудникам эффективно выполнять свою работу. Это может быть:

  • не совсем удобный график работы;
  • недостаточное освещение рабочего места;
  • громоздкая мебель;
  • устаревшее оборудование, которое постоянно ломается;
  • нет условий для нормального питания.

Можно сделать анонимный опрос своих сотрудников, и исходя из этого, начать устранять проблемы и неудобства. Если коллектив поймет, что руководство думает о нем, то и эффективность работы в скором времени возрастет.

Мотивация работников, исходя из их типа

Необходим индивидуальный подход к каждому сотруднику. Но это реально сделать, если фирма небольшая. А вот компаниям, у которых насчитывается сотни работников это сделать не так уж и просто. Мотивационная система в этом случае разрабатывается исходя из той классификации, как человек подходит к выполнению своих должностных обязанностей. Выделяется 5 основных типов, проанализировав которые, можно разбить сотрудников на группы и проводить индивидуальную работу с каждой.

Лентяи – это те, которые хотят сделать всю работу быстро, чтобы потом до конца дня отдыхать. Они не хотят саморазвиваться и получать повышение. Никакой инициативности в работе не проявляют, их действия проходят по уже выработанному сценарию. Поэтому самая примитивная сложность – это основание, чтобы просить помощи. Эти работники понимают только кнут, никаких пряников в их воспитании применят не нужно, так как мотивационные действия нужного результата не принесут.

Хозяева – это настоящие профессионалы и работу всегда делают на самом высоком уровне. Но это происходит только в одном случае – им нужна полная свобода в принятии решений и действий. Мотивация дли них – это похвала начальства, которое будет признавать их высокие заслуги, а не материальное вознаграждение. Все что им нужно – это независимость.

Патриоты – воспринимают все успехи и неудачи корпорации, как собственные. Они будут полностью отдаваться работе, не отвлекаясь на иные вещи. Мотивационную систему для таких сотрудников необходимо выстраивать на нематериальных ценностях, к примеру, публичные похвалы.

Профессионалы – это могут быть и совсем молодые, и уже опытные, но талантливые сотрудники. Для них самое важное - это профессиональный и карьерный рост. Они постоянно погружены в работу, знают обо всех современных инновациях или новаторски идеях, всегда готовы взяться за трудное дело и обязательно доведут его к финишу. Они могут некоторое время ничего не делать, но потом в самый короткий период выполняют сложную и объемную работу. Этих людей привлекает все – и материальное вознаграждение, и публичное признание, и карьерный рост.

Фрилансер – опытные специалисты, работающие только ради материального вознаграждения. Они не привязываются к коллективу и не принимают участие в жизни компании. Также, не раздумывая поменяют свое место работы, если будет более выгодное предложение. Мотивировать их несложно – необходимо четко расписать систему поощрений и наказаний, ради большей зарплаты они действительно будут работать за двоих.